Когда речь заходит о наших правах и интересах, прежде всего возникает вопрос – а насколько они защищены? В теории и по Конституции – на сто процентов. В реалиях жизни все гораздо сложнее. Бывает, закон устарел давно, а нового пока нет. Случалось, реформы запускали, а финансы под них не находили. А уж чему на каждом шагу и по сей день мы не перестаем удивляться, так это собственной правовой некомпетентности.
Об этом – наш разговор с директором «ВостСибМедЖАСО», кавалером почетного звания «Топ-менеджер Российской Федерации» Натальей Ворониной.
— Наталья Владимировна, по-моему, говоря об интересах и правах застрахованных граждан, нужно честно ответить самому себе – а хватает ли мне, вашему клиенту (и многим подобным), правовой грамотности, ну или хотя бы разумной осведомленности, чтобы защитить свои права и интересы?
— Тут складывается парадоксальная ситуация: сегодня достаточно много вузов готовят юристов. В этом смысле вопрос о том, где и как овладеть правовой культурой, давно уже перестал быть актуальным. Куда пойти учиться? – да куда угодно! И, с одной стороны, получается, вроде бы юридический бум – факт, не требующий доказательств. Но при всем при том людей, страдающих отсутствием правовой культуры, меньше не становится.
А в здравоохранении специалистов, одинаково хорошо знающих медицину и право, очень мало. Быть может, поэтому во всех медицинских вопросах, если они доходят до судебного разбирательства, достаточно сложно докопаться до истины. Часто судебная ошибка не имеет критериев, я уже не говорю о врачебной. Найти эту самую истину призвано именно медицинское страхование.
— Сейчас, как мне известно, утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Иркутской области. Какие принципиально новые положения заложены в нее в 2007 году?
— Вы понимаете, что эта программа, как и предыдущие, создавалась на основе нормативных базовых принципов. Однако в нынешней я бы отметила три новых момента. Во-первых, теперь полис для медицинского обследования при постановке на воинский учет не обязателен, так как оплата идет не за счет полиса (медстрахования), а за счет бюджета. Во-вторых, дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) включили в территориальную программу, и на его обеспечение из Федерального бюджета будут выделены определенные средства в рамках территориальной программы. И, наконец, в-третьих, дефицит упомянутой программы в 2007 году равен 9,9%, а в прошлые годы он достигал 47%.
— И исходя из тех 47%, соответственно, его и недофинансировали. А сейчас будут недофинансировать на 9,9%?
— Правильно...
— Есть такое, не вызывающее радости буквально у всех – в том числе и ваших клиентов, словосочетание: лекарственное обеспечение. Насколько в нынешнем году это самое лекарственное обеспечение обеспечено финансами?
— Мы – страховщики – из 18 бюджетных статей оплачиваем только пять самых затратных: зарплату, питание, мягкий инвентарь и т.д. Медикаменты сегодня, к примеру, в стационаре составляют 12,8% – это 73 рубля в сутки. Тогда как один койко-день обходится в 568 рублей. Но если 73 рубля на больного с аппендицитом – минимальные затраты, то такие заболевания, как инфаркт и инсульт, требуют больших средств.
— Ну а с ДЛО как нынче обстоят дела?
— Вряд ли буду оригинальной, если скажу, что проблем и здесь хватает. Причем сложности не столько в деньгах, сколько в организации заявок и их реализации на местах.
— И где тут могут быть наиболее частые сбои?
— Ну, например, медучреждения не вовремя и не в полном объеме составили заявку, а наверху чего-то тоже не учли. Банальная ситуация. Дальше фармацевтические структуры начинают искать лекарства, исходя из поступивших заявок, по приемлемым ценам. И, как сами понимаете, не могут найти. Проблема готова! Вот тут самое главное не искать стрелочника, как у нас принято, а найти разумный выход из положения.
— Наталья Владимировна, хотим мы того или нет, но понемногу осознаем, что сегодня все имеет свою цену – цену вопроса. И тут, по-моему, очень важно хорошо знать, какие медицинские услуги предоставляются бесплатно, а за какие уже надо платить.
— Есть постановление правительства о платных медуслугах. Там записано: «Любая медицинская услуга, входящая в территориальную программу обязательного медицинского страхования (ОМС), может быть платной при определенных условиях…». А условий в основном два: первое – желание пациента и второе – получение медицинской услуги вне очереди. Особо хочу подчеркнуть, что между платной и бесплатной услугами нет четкой границы. Ибо любая бесплатная услуга при определенных условиях может стать платной.
Бывает, больной подходит к кассе, и ему говорят, что нужно платить за то и за это… И видит он – на весь список услуг уже есть расценки, начиная от анализа крови и кончая сложной операцией. Кто-то решает заплатить, кто-то сомневается. У нас в области действует приказ на 29 платных услуг. Люди приходят к нам в «ВостСибМедЖасо», и мы им объясняем, когда и при каком положении одна и та же услуга может быть платной, а когда – нет. Но еще раз повторюсь, границы здесь размыты.
— С начальных классов нам внушали: интересы и права граждан должны быть надежно защищены. Возможно, в теории так оно и есть. А на практике – не мне вам рассказывать, что и как бывает. Так вот сегодня, если мои права ущемлены, например отказали в медпомощи или вылечили так, что впору снова ложиться в больницу, куда я должен обратиться, чтобы мной конкретно занялись, а не отфутболили к следующей инстанции?
— Этот вопрос прежде всего в компетенции страховой компании. В каждой из них нынче создан отдел защиты прав застрахованных граждан. Есть такая структура и у нас в «ВостСибМедЖасо». Тут главную роль играет человеческий фактор. Дело в том, что только желанием помочь отличаются страховые компании одна от другой. Правила для всех одинаковые, лечебные учреждения, в сущности, тоже, территориальная программа опять-таки одна.
А вот подход к своей работе, к сожалению, пока разный. Приведу конкретный пример. Одна пациентка попадает с внематочной беременностью в больницу. Там ей делают операцию и берут с нее за это 6000 рублей. После операции она пришла к нам и поинтересовалась, может ли она получить деньги обратно. Когда наш отдел защиты застрахованных граждан начал разбираться с этим делом, сразу стало ясно, что лечебное учреждение поступило неправильно. После нашего вмешательства больница вернула пациентке эти деньги. И подобный случай в нашей практике далеко не единственный.
— Когда мы с вами говорим о правах и интересах застрахованных граждан, меня все время не покидает ощущение, связанное с присутствием в данной теме какого-то временного несоответствия. Я поясню свою мысль. Мы сейчас живем при капитализме (его можно воспринимать по-разному), однако медицина еще не сбросила с себя социалистических «одеяний». Похоже, мы хотим попасть на дорогостоящий концерт, не купив билета. Нас не пускают, а мы удивляемся – почему!?
— Вот тут вы абсолютно правы. Реалии сегодняшней жизни таковы, что при обращении в любую чиновничью структуру мы обязаны заплатить за каждую справку. И – платим! Начиная с паспортных столов в домоуправлениях. Причем все платят без пререканий и возмущений, даже самые малообеспеченные граждане раскошеливаются. В том числе и за «здоровье» собственного автомобиля, когда его ремонтируют. Только вот за свое родное здоровье при обращении в медучреждения многие еще платить не желают.
Тут сразу возникает буря негодования. Сказывается, особенно у людей старшего поколения, инерция социалистического мышления и привычка – 70 лет образование и медицина были бесплатными. А лозунг вчерашнего дня – гарантированная бесплатная медицинская помощь – нынче оказывает медвежью услугу и вводит людей в заблуждение, мешая им осознать новый ход вещей: сегодня за все надо платить. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Собственно, в нашей жизни и меняется все к лучшему очень медленно прежде всего потому, что еще медленнее меняется сам человек.
— Да и законы не спешат шагать в ногу с жизнью. Как можно эффективно защитить права и интересы граждан, если закон об ОМС, по существу, не менялся с 1992 года? Однако полтора десятка лет тому назад, смею заметить, мы жили в одной стране, а сейчас – совсем в другой. И вообще, если я нынче ношу костюм 54-го размера, то 48-й мне не подойдет...
— Это невероятно сложная проблема. Казалось бы, ну что тут особенного – поменять закон! Ведь у нас уже принят новый трудовой кодекс, налоговый и бюджетный – тоже. Поменялась правовая основа лечебных учреждений. Они практически стали муниципальными, а раньше были государственными. Появились и новые правила лицензирования лечебных заведений. Наконец, вышел закон о страховой деятельности. А вот закон об ОМС за 15 лет так и не изменился.
— А почему? Кто мешал?
— Все дело в том, что этот закон касается каждого гражданина РФ. И надо выстроить такую систему, которая бы устроила всех: и граждан, и лечебные учреждения...
— Позвольте, системы, которая устроила бы всех, по-моему, еще пока в природе не существует. Наверное, это хорошо – люди как-то должны отличаться друг от друга.
— Менять что-либо сложно всегда, но зачастую в этом есть необходимость. Мы достаточно трудно входили в ОМС. Понадобилось всех отлучить от бюджета и перевести на страховые принципы. А когда начали соображать, что такое страховой принцип в здравоохранении, опять уперлись в эти самые несоответствия. Допустим, в законе об ОМС написано, что тарифы лечебных учреждений должны соответствовать рентабельности самих учреждений. Однако на деле они не соответствуют.
— Потому что крайний результат еще фиксируется по койко-дням, а нужно бы по количеству вылеченных людей. Меня поставили на ноги – это главное. А если не поставили, какая мне разница, сколько дней я пролежал в больнице – 15 или 30.
— Несведущим людям трудно понять, как нам мешают эти несоответствия. Я приведу еще один пример. Когда вышел новый закон о страховой деятельности, то там вместо добровольного медицинского страхования появилась формулировка: «медицинское страхование». А раз медицинское – значит, оно включает в себя и добровольное, и обязательное.
И тут же было прописано, что уставной капитал у медицинских страховщиков должен составлять не мене 30 миллионов рублей. А в упомянутом законе об ОМС образца 1992 года сказано, что страховщик имеет право получить лицензию, если его уставной капитал равен 1200 МРОТ. И опять чехарда! Одни страховые компании кричат «давайте повысим уставной капитал!», другие возмущаются – «ни в коем случае!». Короче, «однажды лебедь, рак и щука…». И еще об одном несоответствии хочу сказать: в законе об ОМС не указана максимальная сумма оплаты медицинской помощи.
— Что-то я тут не могу «поймать» здравый смысл: государственные гарантии бесплатной медпомощи записаны в 41-й статье Конституции РФ. Но если в законе об ОМС, преисполненном благими намерениями, конкретно не сказано, сколько стоит бесплатная медицинская помощь, то как можно, не зная броду, соваться в воду?
— Этот вопрос уже давно задается на всех уровнях. Суть здесь вот в чем. Сегодня одно посещение врача стоит 176 рублей. Из средств ОМС у нас в Иркутске за него выплачивается чуть больше 100 рублей. А в частной клинике одно посещение стоит 500-600 рублей. Очевидно, в этих рамках и «гуляет» точная стоимость одного посещения. Чтобы ее определить, страховым компаниям предложили ввести персонифицированный учет.
— Наталья Владимировна, говоря об ОМС, бесперспективность сложившейся ситуации мы прежде всего видим в том, что живем по устаревшим правилам. Однако где-то же есть выход их этого тупика. Рано или поздно должен появиться свет в конце тоннеля?
— Но еще раньше должны появиться политическая воля и финансы. Любая реформа начинается с двух этих постулатов. Слава богу, к этому мы уже пришли. Чтобы запустить в действие механизм реформы, прежде всего необходимо обеспечить ее финансами. В жизни очень сложно получить деньги, но, как показала практика, еще сложнее их рационально израсходовать.
Вот простой пример. Два лечебных учреждения находятся в одном и том же городе Иркутске. Используют примерно один и тот же набор услуг, у них одни и те же категории обслуживаемого населения. Однако в одном учреждении средств, которые оно зарабатывает, хватает и они даже еще остаются, а в другом их постоянно нет. Почему? Да потому что в преуспевающем учреждении хорошо работает высокопрофессиональный финансовый менеджмент, а там, где он отсутствует, средств всегда будет не хватать.
— Я не знаю, плохо это или хорошо, но господин Зурабов никак не дает забыть о себе. Недавно он предложил новые пилотные проекты в системе ОМС. Не хочется думать, что их постигнет печальная судьба монетизации. Вы-то сами как полагаете, Наталья Владимировна?
— Я мечтаю дожить до того светлого дня, когда использовать ОМС у нас в стране будут по одним и тем же правилам. А не как сейчас – каждый субъект РФ выбирает свой путь. Четыре-пять вариантов к вашим услугам. Закон позволяет. Предлагаемое Зурабовым новшество – глобальный проект. Если он будет реализован, то во всей системе здравоохранения произойдет фундаментальная перестройка. Сейчас в стране отобраны 19 субъектов РФ для проведения этого эксперимента. Из сибиряков готовыми оказались только томичи. Суть этого проекта сводится к одноканальной системе финансирования лечебных учреждении.
Сейчас они получают средства из нескольких источников – из ОМС, бюджета, за счет платных услуг и т.д. Предполагается объединить два главных «спонсора» – ОМС и бюджет. Это выгодно всем – и пациентам, и лечебным учреждениям. Разумеется, и нам – страховым компаниям. Деньги объединяются в территориальном фонде, происходит финансирование страховых компаний, а они, в свою очередь, финансируют лечебные учреждения. Такая схема основательно «развязывает» руки главврачам – исчезают жесткие рамки использования финансовых средств.
Сегодня деньги от страховщика можно использовать только на пять статей – зарплату, начисления, медикаменты, питание и мягкий инвентарь. На все остальные затраты деньги идут от муниципального бюджета. Например, появляются какие-то форс-мажорные обстоятельства, или аппаратура неисправна, или надо заплатить за свет, за тепло… Средства из ОМС тут использовать нельзя. Поэтому, если новый проект «заработает», для главврачей он станет прорывом в новую жизнь.
— Наталья Владимировна, а как вы можете прокомментировать такую арифметику: уже есть данные, из которых следует, что россияне платят врачам «мимо кассы» суммы, сопоставимые с финансированием здравоохранения?
— Меня радует, что эта информация уже не замалчивается, а звучит с самых высоких трибун. К нам обращаются наши клиенты и чистосердечно рассказывают, что в ситуации «мимо кассы» есть два варианта. Первый – конверт от пациента как благодарность за лечение. Он сам – с учетом своих возможностей – решает, кому и сколько заплатить. Второй вариант очень настораживает: это когда доктор сам говорит больному, какую сумму нужно положить в конверт и отдать ему. Чтобы «полеты мимо кассы» резко сократились, нужно поставить на ноги частную медицину.
Одним словом, мы в конце этой беседы пришли к тому, с чего ее начали: бесплатно уже не получается… Сегодняшняя медицина пребывает в платном качестве. И только с этих позиций может теперь защищать права и интересы граждан.
© Газета «Областная», 23.07.2007. Текст: Игорь Альтер. Фото: Андрей Федоров.
|